«Coworking» — сотрудничество единомышленников
Явление, обозначаемое термином «coworking», — новое для сегмента российской офисной недвижимости. В одном помещении собираются и работают и небольшие начинающие компании, и отдельные фрилансеры.
Термин «coworking» зародился в США. Его автор — программист Брэд Ньюберг, который искал золотую середину между работой из дома и в дисциплинированном офисе. Вскоре ему пришла идея снять офис больших размеров и пригласить «в долю» всех желающих. Примерно через три года идея распространилась по всему миру.
Coworking-офис разделен на 30–50 рабочих мест. В нем есть переговорные, кухня, место отдыха. Обычно есть Wi-Fi, Интернет, словом — все необходимое. Снять офис такого типа — популярное решение среди фрилансеров и небольших компаний.
Один «хозяин» может снять помещение за $350, а использование свободное места стоит дешевле — $250. Площади доступны любому фрилансеру и любой компании. Однако в России у коворкинга есть своя специфика.
Говорят эксперты
По словам Павла Яншевского, партнера «S. A. Ricci/King Sturge», coworking использовали бизнес-проекты и творческие компании. В России же он для «сузившихся» от кризиса компаний, в штате которых теперь два – три человека. Coworking у нас — вроде спасательной шлюпки для «тонущих» компаний, а не комфортный для работы инкубатор творческих идей, как на Западе.
Г-н Яншевский утверждает, что в Москве есть только два представителя формата coworking, созданных по западному образцу — «Ко-Пай центр» и «Communist Loft»: там есть отделка, дизайн, различные удобства для работы.
«Communist Loft», по словам Игоря Бевзенко, управляющего проектом, создан для состоявшихся или начинающихся бизнесов, временно нуждающихся в сокращении арендных бюджетов, а не для фрилансеров. Там есть все для проведения презентаций и мозговых штурмов. Сегодня «Communist Loft» заполнен на 30 %. Туда стремятся в основном люди творческих профессий.
С небес на землю
При всех его плюсах, интерес к коворкингу в Москве не очень велик. Многие психологически не готовы работать в новых условиях или боятся утери информации.
Г-н Яншевский приводит аргументы в пользу этого формата: и фрилансер, и компания со всего одним человеком «на борту» могут получить возможность комфортно трудиться.
Другой плюс — возможность подбора съемщиков «по интересам». По мнению Павла Яншевского, это важно, так как люди творческих профессий нуждаются друг в друге.
Эксперт утверждает, что коворкинг показывает хорошие результаты, учитывая то, что на рынке свободно около 30 % площадок и снизилась прибыль, которую приносит аренда коммерческой недвижимости.
Назад к списку статей