Переезд в новый офис
Аренда офиса в Москве в условиях экономической рецессии имеет свои особенности. Спрос на помещения класса А сохраняется, но арендаторы все чаще предпочитают перемещаться в офисы классов В+ и ниже. Таким образом, они стараются сократить свои расходы.
Аренда офисов класса С, впрочем, не очень распространена и остается на прежнем уровне по ряду причин. Во-первых, в помещениях подобного типа совсем не комфортно работать. В них мало места, есть проблемы с кондиционированием, инженерные неполадки и плохой сервис. Не стоит забывать и имиджевую составляющую: все же офис — это «лицо» компании, зачастую по его внешнему виду клиенты судят об успешности самого предприятия. Несмотря на то, что сегодня существует множество компаний, готовых пренебречь этим фактором, в целом, он все равно остается значимым.
При всем этом величина арендных ставок соизмерима со ставками на более качественные офисы.
Во-вторых, их не так уж и много: около 30 % от всех сдаваемых в аренду офисов.
А вот продажа арендного бизнеса — это уже другая история.
В поисках выгоды некоторые расчетливые предприниматели покупают офисы класса С и реконструируют их, поднимая до уровня В и В+. Сдавая обновленные помещения в аренду, они получают неплохую прибыль: разница в качестве влияет на арендные ставки. С другой стороны, из-за этой же тенденции офисы класса С постепенно исчезают, что, кстати, наносит серьезный вред малому бизнесу.
Можно сказать, что компании, ушедшие из офиса класса С в класс В и выше, вряд ли вернутся обратно. Они могут уменьшить занимаемую площадь, договориться с арендодателями о снижении арендной ставки либо, возможно, вовсе прекратят свою деятельность.
Возможно, будет продолжаться дифференциация отделов внутри компаний. Например, топ-менеджмент и подразделения, напрямую работающие с клиентами, займут офисы высокого класса, тогда как менее важные бэк-офисы, бухгалтерия и call-центры могут быть перемещены на более дешевые площади. Подобная политика может помочь компаниям сократить доходы, не жертвуя при этом основными помещениями.
Так как многие компании отказываются расширяться и чаще всего предпочитают офисы класса А и В в больших и престижных бизнес-центрах, значительно уступающие им в плане внутренней обстановки и сервиса помещения класса С вряд ли станут популярными. Единственный возможный сценарий — бурное развитие малого бизнеса, но шанс, что такое может случиться, достаточно мал.
Назад к списку статей